Синто Мусо рю (神道夢想流), искусство фехтования короткой палкой (посохом), путь посоха –
Дзёдо (杖道), возникло в начале XVII века в Японии.
Приёмы вооружённой борьбы с использованием палки (шеста, посоха…) существовали очень давно. Нововведением основателя Дзёдо, самурая Мусо Ганносукэ Кацуёси (夢想 權之助 勝吉), стало использование для фехтования короткого посоха, длинной 4 сяку (尺) 2 сун (寸)
1 бу (分). Если перевести этот размер в метрическую систему, получается:
121,2 + 6,06 + 0,0303 = 127,29 (обычно округляют до
128) см;
и толщиной (диаметром) 8 бу –
24,24 мм.
Преимущество такого оружия перед классическим японским мечом (длина катаны с рукоятью в пределах 90–100 см), казалось бы, невелико – дзё только ненамного длиннее, и всего лишь деревянная палка…
Однако дзё легче меча (а значит – подвижнее) и может использоваться с обеих сторон (а значит – сложнее предсказать). Длина и толщина дзё позволила исполнять внезапные и быстрые атаки – тычковые и секущие удары, сбивы и отбрасывания, а также блоки (остановки оружия или тела противника) и толчки.
Стоит пояснить, почему именно такие размеры дзё позволяют получить преимущества в поединке:
- длина примерно на размах рук, что даёт возможность быстро использовать любой конец;
- толщина позволяет забрать (спрятать) конец дзё в кулак.
Действительно, слишком длинное оружие позволяет держать противника на дальней дистанции, но может быстро стать бесполезным, если противник резко приблизится (например, прицелиться из снайперской винтовки в человека на расстоянии 10 метров очень тяжело). Более толстая палка, казалось бы, лучше - тяжелее, внушительнее... Но тяжесть снижает подвижность, и конец толстой палки не спрячешь в кулак. А в Дзёдо часто используются позиции, в которых дзё, за счёт относительного положения от глаз противника, буквально спрятан, не виден.
Считается, что суть Дзёдо в том, чтобы, реагируя на атаку, изменить ситуацию и подчинить противника, установив над ним контроль.
«Раны не нанеся,
Врага увещевать
И преподать урок –
Способно ли иное
Искусство, кроме Дзёдо?»
Хирано Кунио
Зачем современному человеку заниматься Дзёдо? Ведь сегодня по улицам уже не ходят с мечами, и вероятность столкнуться с противником, вооружённым катаной, практически равна нулю.
Однако смысл изучения Дзёдо выходит далеко за рамки самообороны. Ценность Пути заключается в двух ключевых аспектах: нравственном воспитании и физическом развитии. Эти две категории – внутреннее и внешнее – тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
Внешний аспект проявляется, например, в достижении невероятной точности движений, которую демонстрируют мастера Дзёдо. Однако такая точность невозможна без развития внутренних качеств: чувства ритма, понимания дистанции, безупречного тайминга (своевременности) и быстрой реакции. Таким образом, практика Дзёдо способствует гармоничному развитию как физических, так и ментальных навыков.
Техники Дзёдо включают в себя элементы уровня дзёдан (上段, верхний уровень), которые укрепляют плечевой пояс и способствуют формированию правильной осанки, а также техники уровня гэдан (下段, нижний уровень), что делает тренировки сбалансированными и универсальными.
Практика Дзёдо воспитывает важные личностные качества: дисциплину, терпение, внутреннее спокойствие (равновесие духа), умение концентрироваться. Эти навыки полезны не только в зале, но и в повседневной жизни, помогая справляться с вызовами современного мира.
Дзёдо – это не просто боевое искусство, а путь самосовершенствования, который актуален и сегодня.