Синто Мусо рю (神道夢想流), искусство фехтования короткой палкой (посохом), путь посоха – Дзёдо (杖道), возникло в начале XVII века в Японии.

Приёмы вооружённой борьбы с использованием палки (шеста, посоха…) существовали очень давно. Нововведением основателя Дзёдо, самурая Мусо Ганносукэ Кацуёси (夢想 權之助 勝吉), стало использование для фехтования короткого посоха, длинной 4 сяку (尺) 2 сун (寸) 1 бу (分). Если перевести этот размер в метрическую систему, получается:

121,2 + 6,06 + 0,0303 = 127,29 (обычно округляют до 128) см;
и толщиной (диаметром) 8 бу – 24,24 мм.

Преимущество такого оружия перед классическим японским мечом (длина катаны с рукоятью в пределах 90–100 см), казалось бы, невелико – дзё только ненамного длиннее, и всего лишь деревянная палка…
Однако дзё легче меча (а значит – подвижнее) и может использоваться с обеих сторон (а значит – сложнее предсказать). Длина и толщина дзё позволила исполнять внезапные и быстрые атаки – тычковые и секущие удары, сбивы и отбрасывания, а также блоки (остановки оружия или тела противника) и толчки.
Стоит пояснить, почему именно такие размеры дзё позволяют получить преимущества в поединке:
  • длина примерно на размах рук, что даёт возможность быстро использовать любой конец;
  • толщина позволяет забрать (спрятать) конец дзё в кулак.
Действительно, слишком длинное оружие позволяет держать противника на дальней дистанции, но может быстро стать бесполезным, если противник резко приблизится (например, прицелиться из снайперской винтовки в человека на расстоянии 10 метров очень тяжело). Более толстая палка, казалось бы, лучше - тяжелее, внушительнее... Но тяжесть снижает подвижность, и конец толстой палки не спрячешь в кулак. А в Дзёдо часто используются позиции, в которых дзё, за счёт относительного положения от глаз противника, буквально спрятан, не виден.

Считается, что суть Дзёдо в том, чтобы, реагируя на атаку, изменить ситуацию и подчинить противника, установив над ним контроль.

«Раны не нанеся,

Врага увещевать

И преподать урок –

Способно ли иное

Искусство, кроме Дзёдо?»


Хирано Кунио


Зачем современному человеку заниматься Дзёдо? Ведь сегодня по улицам уже не ходят с мечами, и вероятность столкнуться с противником, вооружённым катаной, практически равна нулю.

Однако смысл изучения Дзёдо выходит далеко за рамки самообороны. Ценность Пути заключается в двух ключевых аспектах: нравственном воспитании и физическом развитии. Эти две категории – внутреннее и внешнее – тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Внешний аспект проявляется, например, в достижении невероятной точности движений, которую демонстрируют мастера Дзёдо. Однако такая точность невозможна без развития внутренних качеств: чувства ритма, понимания дистанции, безупречного тайминга (своевременности) и быстрой реакции. Таким образом, практика Дзёдо способствует гармоничному развитию как физических, так и ментальных навыков.

Техники Дзёдо включают в себя элементы уровня дзёдан (上段, верхний уровень), которые укрепляют плечевой пояс и способствуют формированию правильной осанки, а также техники уровня гэдан (下段, нижний уровень), что делает тренировки сбалансированными и универсальными.

Практика Дзёдо воспитывает важные личностные качества: дисциплину, терпение, внутреннее спокойствие (равновесие духа), умение концентрироваться. Эти навыки полезны не только в зале, но и в повседневной жизни, помогая справляться с вызовами современного мира.

Дзёдо – это не просто боевое искусство, а путь самосовершенствования, который актуален и сегодня.

Изучение Дзёдо начинается с освоения базовых (основных) техник, собранных в Кихон (基本). Отработка Кихона продолжается постоянно, и включает в себя две разновидности - индивидуальные упражнения (単独動作 - тандоку дооса) и парные упражнения (相対動作 - соотай дооса).

基本


本手打 (右/––左)

逆手打 (右/––左)

引落打 (右/––左)

返し突 (右/––左)

逆手突

巻落

繰付

繰放

体当

突外打

胴払打

体外打 (右/––左)

Кихон


Хонтэ-учи (миги/хидари)
Гякутэ-учи (миги/хидари)
Хикиотоси-учи (миги/хидари)
Каэси-дзуки (миги/хидари)
Гякутэ-дзуки
Макиотоси
Курицкэ
Куриханаси
Тайатари
Цкихадзуси-учи
Добарай-учи
Тайхадзуси-учи (миги/хидари)

Техника (приём)


Удар прямым хватом (правый/левый)
Удар обратным хватом (правый/левый)
Сбив и удар (правый/левый)
Разворот и колющий удар (правый/левый)
Колющий удар обратным хватом
Сбив закручиванием
Вращая, прижать
Вращая, отбросить
Толчок телом
Уход от укола и удар
Сбив удара в живот и удар
Увод корпуса и удар (правый/левый)

В дальнейшем изучается Ката () - формальные парные комплексы, по сути "модели" поединков, многие из которых, действительно, созданы на основе реальных событий. По Ката проводятся соревнования.


В Дзёдо отсутствуют свободные поединки (спарринги), так как это было бы чрезвычайно опасно для практикующих.


С момента своего появления искусство Дзёдо развивалось, и практикующие мастера выработали уникальные особенности и индивидуальный почерк. Однако с распространением этого боевого искусства возникла необходимость в унификации техник для обучения большого количества учеников, а также для проведения соревнований не только внутри отдельных школ, но и на более широком уровне. Это привело к созданию отдельного направления – Сэйтэй Дзёдо, которое стало стандартизированной версией искусства.

Традиционные стили, сохранившие оригинальные техники и подходы, получили общее название «Корю» – «Старые школы». Они продолжают оставаться живым наследием, передавая дух и традиции древнего Дзёдо.


Ката Всеяпонской федерации кэндо (Сэйтэй):


着杖
水月
引提
斜面
左貫
物見

太刀落
雷打
正眼
乱留

乱合

Ката


Цукидзуэ
Суйгэцу
Хиссагэ
Сямэн
Сакан
Мономи
Касуми
Татиотоси
Райути
Сэйган
Мидарэдомэ
Ранъай

Форма


Настигающий посох
Солнечное сплетение
Сокрытие
Удар в голову сбоку
Проникновение слева
Наблюдение
Туман
Сбив меча
Удар грома
Прямо в глаза
Остановка беспорядка
Гармония в хаосе

Ката Синто Мусо-рю (Корю):


太刀落
鍔割
着杖
引提
左貫
右貫

物見
笠之下
一礼
寝屋之内
細道

ОМОТЕ (表)

Ката

Татиотоси
Цубавари
Цукидзуэ
Хиссагэ
Сакан
Укан
Касуми
Мономи
Каса-но сита
Итирэй
Нея-но ути
Хосомити

Форма

Сбив меча
Разбивание цубы
Достигающий посох
Сокрытие
Проникновение слева
Проникновение справа
Туман
Наблюдение
Под шляпой
Поклон
Внутри спальни
На узкой дороге

一刀

押詰

乱留

後杖(前・後)

待車

間込

切懸

真進

雷打

横切留

払留

清眼

ТЮДАН (中段)

Ката

Итирики
Осидзумэ
Мидарэдомэ
Усиродзуэ (Дзен / Го)
Тайся
Кэнгомэ
Кирикакэ
Синсин
Райути
Ёкогиридомэ
Харайдомэ

Сэйган


Форма

Одна сила
Прижатие и толкание
Остановка беспорядка
Посох сзади
Ожидающая колесница
Сокращение дистанции
Начало атаки
Истинное продвижение
Удар молнии
Поперечное удержание
Удержание сметанием

Прямо в глаза


РАНАЙ (乱合)

Ката


Форма


КАГЭ (影)

Ката


Форма

Made on
Tilda